О соборе
Город Заславль является одним из древнейших городов Белоруссии, основан в 985 году святым равноапостольным великим князем Владимиром, Крестителем Руси. Свое название он получил по имени старшего сына св. Владимира и его жены полочанки Рогнеды – Изяслава, князя Полоцкого (+ 1001 г.).

Княгиня Рогнеда (960-1000 г.г.), дочь Полоцкого князя Рогволода, была одной из жен св. кн. Владимира в бытность его язычником; от которого родила князей Изяслава Владимировича Полоцкого, Ярослава Мудрого (с 1019 г. князя Киевского), Всеволода Владимиро-Волынского и Мстислава Тмутараканского. Согласно Тверской летописи (XVI в.) в 976 году Рогнеду насильно взял в жены князь Владимир Новгородский, убив ее отца и братьев. После неудавшейся попытки покушения на жизнь князя Владимира Святославовича в конце 980-х годов Рогнеду, вместе с двумя сыновьями Изяславом и Ярославом сослали во владения ее покойного отца – Полоцкое княжество. Их поселили в крепости, основанной князем Владимиром и названной в честь старшего сына. Место, где жила Рогнеда с сыновьями, сохранилось до настоящего дня и находится на северо-западной окраине г. Заславля между улицами Кирова и Минской на возвышенности.

В 988 году князь Владимир принял Святое Крещение, а в скором времени крестились и все его сыновья, в том числе и Изяслав с Ярославом. Крестилась также и Рогнеда, с искренностью и любовью приняла Рогнеда новую веру, став монахиней под именем Анастасия. Благодаря ей и ее сыновьям, вера Христова распространилась из Заславля на всю Полоцкую Землю.

После смерти Рогнеды-Анастасии (1000 г.) и Изяслава (1001 г.)жизнь в старом детинце «Замэчке» продолжалась не долго. В конце XI столетия люди покинули его и недалеко основали новую крепость. Новый замок разместился на берегу р. Свислочь, возле берега насыпали укрепления – «вал», вокруг которого вырыли ров. Сюда перенесли свою резиденцию местные заславские князья – потомки Изяслава.

В XI столетии центр города перенесли в нынешний замок-вал, где сейчас стоит Спасо-Преображенская церковь, туда же переехала и резиденция заславских князей – потомков Изяслава, и, конечно, на новом месте, как это было заведено, поставили новую церковь. Скорее всего, эта церковь стояла на месте нынешнего каменного храма, о чем свидетельствуют косвенные обстоятельства. Первое заключается в том, что каменная церковь, поставленная в XVI веке, повернута алтарем на восток, а из-под алтаря ранее бил источник, так как самое низкое место замка фиксируется как раз напротив алтаря церкви. Издревле же идет обычай строить храмы на месте целебных источников.

В XVI веке Заславлем владели представители рода магнатов Глебовичей. Один из них, Ян Янович Глебович, увлекся кальвинизмом и вместо княжеской церкви в замке в 90-х годах XVI столетия заложил каменный кальвинский збор. Община кальвинистов в городе действовала с 1570-х годов благодаря высокому покровительству Глебовичей. Но, несмотря на это, жители Заславля и его окрестностей остались верны Православной Церкви. Сын Яна Яновича, Николай Глебович в отличие от отца принял католичество. При нем кальвинский збор перестроили под костел Архангела Михаила, вероятно тогда к нему пристроили башню-колокольню. Алтарем збор, а позднее костел повернут на Восток. Это объясняется тем, что его построили на месте бывшей православной княжеской церкви. Православным жителям Заславля осталась лишь Спасо-Преображенская деревянная церковь, построенная вероятно в XV веке.

В конце XVI века в Беларуси широко распространяется католицизм, а после заключения в 1596 году в Бресте церковной унии, и униатство. Владелец Заславля Николай Янович Глебович силой заставил своих подданных принять унию. Таким образом, Спасо-Преображенская деревянная церковь становится униатской.Вплоть до 30-х годов XIX ст. в здании бывшего кальвинского збора существовал католический костёл пока по решению Российских властей здание не передали униатской общине. В 1833 году Михайловский костел переосвятили в Спасо-Преображенскую униатскую церковь.

В 1839 году на Полоцком соборе униатская церковь присоединилась к Православной. В этом же году Спасо-Преображенский униатский приход в Заславле перешел в Православие и был присоединен к Минской епархии. Настоятелем Спасо-Преображенской церкви с 1834 года служил бывший униатский священник Игнатий Иосифович Зданович, выпускник Жировицкой униатской семинарии. Рукоположил его во священники епископ Иосиф (Семашко). В 1858 году отца Игнатия Здановича сменил иерей Стефан Лаговский.

С 1 августа 1876 года настоятелем Спасо-Преображенской церкви являлся иерей Григорий Рункевич – человек очень образованный, неоднократно выступавший с проповедями в Минских Епархиальных Ведомостях. Стараниями отца Григория, Православие приняло более 1000 человек бывших католиков. Он произвел капитальный ремонт храма (возвели на колокольне маковку) и перестроил приписную церковь свв. Косьмы и Домиана в д. Мацки. Исходатайствовал через военного министра отпуск из крепостных арсеналов 150-ти пудов металла на отливку колоколов, а у Министерства государственного имущества приписку нескольких десятин земли для церкви. Иерей Григорий активно боролся с пьянством. Его сын – Стефан Григорьевич Рункевич, доктор церковной истории преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, является автором «Истории Минской епархии 1793-1832 гг.».

В 1888 году в Заславле открылась церковно-приходская школа на 53 ученика. Настоятелем храма в то время служил иерей Антоний Ленский.

С 1898 года настоятельствовал иерей Петр Николаевич Сущинский. При отце Петре церковно-приходская школа в Заславле достигла наилучшего положения. В 1902 году для школы возвели двухэтажное кирпичное здание, а в скором времени эту школу признали образцовой в Минской епархии. Неслучайно в личном деле отца Петра есть такая запись: «Пастырские обязанности исполняет старательно, богослужения ведет с глубоким благочестием и как следствие, искренне и с пользой поучает прихожан».

В 1914 году настоятелем Спасо-Преображенской церкви назначили священномученика Порфирия Рубановича. Настоятельство свщмч. Порфирия выпало на тяжелое для всей Русской Церкви время. Из-за того, что в 1921 году возле Заславля прошла государственная граница между Польшей и СССР, приход лишился приписной Свято-Покровской церкви в д. Вязынь. Весной 1922 года церковь в Заславле, как и большинство других церквей, подверглась разграблению. Помимо различных ценностей, похитили и древнюю святыню храма – серебряный напрестольный крест, пожертвованный неким Яном Дробовичем в 1668 году. В 1930 году возле церкви построили клуб, в котором ставились антирелигиозные представления по воскресным дням. В 1935 году церковь Преображения Господня закрыли. В этом же году разобрали иконостас и сожгли в местной бане. Однако, несмотря на это, свщмч. Порфирий не сломался и не отрекся от веры, продолжая служить в кладбищенском храме в честь иконы Казанской Божией Матери. В июле 1936 года безбожные власти закрыли и эту церковь, а отцу Порфирию с семьей приказали покинуть Заславль. Он уехал в г. Быхов.

В годы Великой Отечественной войны церковь в Заславле вновь начала действовать. Ее открыли 2 ноября 1941 года. Настоятелем служил священник Николай Гондарович из Западной Белоруссии. Перед отступлением немцев в июне 1944 года в здании церкви размещался склад боеприпасов, что сделало невозможным совершение богослужений. С приходом Красной армии начались работы по очистке храма от оружия и 7 января 1945 года на Рождество Христово совершили Божественную Литургию.

10 октября 1944 года указом архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова) настоятелем был назначен иерей Николай Александрович Янчевский.

3 мая 1946 года указом № 347 архиепископа Василия (Ратмирова) настоятелем назначен священник Михаил Иосифович Пясецкий.

За годы Великой Отечественной войны из-за прямых артиллерийских попаданий, церковь сильно пострадала, и ей требовался капитальный ремонт.

В конце 1950-х начале 1960-х годов поднялась новая волна гонений на Церковь, которая коснулась и Заславского храма. Началось систематическое давление на настоятеля прихода со стороны властей. Само здание церкви находилось в плачевном состоянии, что давало повод властям к закрытию храма. Под давлением уполномоченного, архиепископ Минский и Белорусский Варлаам (Борисевич) своим указом за № 219 объединил Заславский Спасо-Преображенский приход с Семковогородецким Рождества-Богородичным приходом, а священника Михаила Пясецкого перевел в Свято-Петро-Павловский храм д. Голынка Несвижского района. Однако, отец Михаил не поехал в д. Голынку, а остался жить в Заславле, устроившись на работу в художественную мастерскую г. Минска.

24 января 1963 года решением Минского райсовета церковь в г. Заславле закрыли и передали в распоряжение Заславскому горсовету.

В конце 1980-х годов в СССР резко меняется к лучшему отношение государства к Церкви, благодаря чему начинает возрождаться из руин Русская Православная Церковь. В июне 1989 г. 33 жителя г. Заславля подали ходатайство в Совет по делам религий при Совете министров СССР о создании православной общины в г. Заславле. В городе начался сбор подписей о передаче Церкви здания бывшего Спасо-Преображенского храма, занимаемого музеем. Инициаторами сбора подписей явились работники музея: Кривонос Федор (сейчас священник, клирик Минского Кафедрального собора), Шейкин Геннадий Николаевич (сейчас работает в Минском Епархиальном Управлении). Собрали более 7000 подписей. 16 мая 1990 года председатель Заславского горисполкома Баранов В.Г. обратился в Министерство культуры БССР и Миноблисполком с просьбой дать согласие на передачу здания церкви в пользование православной общине.

2 августа 1990 года Совет по делам религий принял решение зарегистрировать общину в г. Заславле и передать ей здание Спасо-Преображенской церкви. 11 сентября указом митрополита Филарета (Вахромеева) настоятелем прихода назначили священника Николая Васильевича Мозгова. 29 декабря 1990 года митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев) освятил Спасо-Преображенскую церковь. С этого времени храм начал понемногу возрождаться. В скором времени приобрели набор колоколов на звонницу (восемь штук), три паникадила, поставили новый иконостас.

В 1992 году проходили празднества по случаю 1000-летия Крещения Белой Руси. Одним из центров торжеств был город Заславль, где освятили поклонный крест на древнем «Замэчке».

Радость многих верующих жителей Заславля через четыре года сменилась скорбью. В ночь с 19 на 20 октября 1996 года сатанисты подожгли церковь Преображения Господня. В результате пожара полностью выгорела колокольня, крыша, часть хора, пострадали иконостас, престол, разбились колокола, осыпалась штукатурка, уничтожены витражи окон. Удалось спасти богослужебную утварь: антиминс, евхаристический набор, напрестольное евангелие, семисвечник, кресты, практически все облачения и богослужебные книги. Сильно пострадали иконы на иконостасе и в храме. На стенах церкви остались антихристианские надписи и кощунственные рисунки.

Зиму храм простоял без крыши со сводами, но, не смотря на это, уже через неделю после пожара в нем возобновились богослужения. Силами прихожан, настоятеля отца Николая Мозгова и жертвователей храм практически полностью оправился от пожара. За это время в приходе открылась Воскресная школа, куплены новые колокола (12 штук), написано множество икон, над алтарем воздвигнут крест. Вокруг храма произведено благоустройство: выложены плиткой дорожки, спилены тополя, представлявшие угрозу церкви, снесен старый клуб.

С октября 2014 года в связи с образованием новых православных епархий Спасо-Преображенский храм получил статус кафедрального собора Минской епархии, изменился и титул правящего епископа епархии и предстоятеля Белорусской православной церкви – Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси.